Доступные ткани

   Лен и крапива (по сравнению с шерстью обладают прекрасными абсорбирующими свойствами) – для нижней одежды
   Шерсть – для верхней одежды и плащей (производное – сукно, иногда тонкое, иногда толстое, а для плащей любили использовать сукно “с начесом“). Шелк (очень дорогой, из-за чего не каждый мог себе его позволить) – парадная богатая одежда, окрашивалась дорогими красителями.

Цвета

   Стойкие (более яркие и дорогие). Однако несмотря на это ткани ярких расцветок все же следует подбирать осторожно для костюма, отдавая предпочтение “натуральным“ цветам.
   Непостоянные (не были очень уж ярки, но дешевы). Во время стирки часть красителя уходила вместе с водой. Из-за чего цвет получался блеклым. Так же выцветал на солнце.

Красители

   Самые яркие и наиболее красочные были и наиболее дорогими. К этой же категории относится густо черный и ослепительно белый.
   Наиболее дорогие три цвета – красный, синий, ярко желтый.

Цвета по степени распространения:

Были обычны: земные оттенки коричневого, розовый (красный краситель, но в малой дозе), желтоватый, бледно-синий (аналогично), кирпично-красный и некоторые оттенки зеленого.

*Низшие классы использовали большое количество серых и коричневых оттенков.

Неокрашенная белая шерсть использовалась для носков.
Только беднейшие классы использовали неокрашенную шерсть для рубах и брюк, так как не могли позволить себе купить краситель.

Швы

Должны быть маленькими и четкими. Некоторые мастерицы настолько совершенно владели иглой, что даже современная машинная строчка не идет ни в какое сравнение по качеству.
Обработке подлежали все швы – то есть и внешние и внутренние.

Одежда

Общее:
Обычно носили две рубашки – верхнюю и нижнюю.
Длина варьировалась в зависимости от достатка (чем богаче человек, тем длиннее его одежда) и времени года (соответственно – летом более короткие, нежели зимой (для теплоты)), но обычно была до колен.

Нижняя рубаха выглядывала из-под верхней по низу и по рукаву.

Частности:
1. Первая Рубашка – рубашка непосредственно. Простой покрой. Возможны разрезы от середины бедра и вниз. По расцветке ограничений нет в пределах разумного. Вырез – любой из четырех вариантов.
2. Вторая рубашка. Их две разновидности – с двумя клиньями и с четырьмя. По расцветке ограничений нет в пределах разумного. Вырез – любой из четырех вариантов.

Эта модель более была более популярна, так как такой вариант как минимум более теплый.

Оригинал был сделан из шерсти краснокирпичного оттенка.

Брюки

Материал – шерсть, реже кожа (одни из найденных в Гренландии).

Английские образцы были сделаны из шерсти или полотна.

Вариант первый.

В поясе – шнурок или тесьма (в кулиске).

Так же есть еще и другие варианты:

Фрагменты найденные в Хэдебю предполагают, что некоторые брюки были длиной всего по колено. А раз так, то надо утеплить ноги.

Гетры

Были найдены в Торсберге, в Хэдебю и на Гренландии.
Материал – шерсть.

Обмотки

Во франкских рукописях и в сагах они упоминаются как одежда для зажиточного человека.
Длина – 2,5 метра.
Ширина – 5 см.
Материал – лен, шерсть.

Как показывает опыт, сделанные изо льна обмотки могут в самый неподходящий момент развязаться, так что предпочтительнее использовать шерсть.

Носки

Материал – неокрашенная шерсть (Йорк).
Техника вязания – игольная, достаточно кропотливая в исполнении.

Длина варьируется от длинных (типа гольф (Швейцария)), до оканчивающихся у щиколотки (Йорк, а так же Шведские находки).

Плащ

Ткань – шерсть (чаще – с ворсом на одной стороне, для дополнительной теплоты).

Цвет: Не обязательно делать верхнюю одежду и плащ одного цвета.

Согласно сагам наиболее популярным цветом для плащей был серый, или смесовый (черная (фактически – темно коричневая) и белая шерсть овцы). Однако плащ, найденный в Йорке был цвета бордо.

*Застежки*

Броши
Фибулы
Завязки

На гобелене из Байе есть один плащ и с завязками и с брошью.
Есть упоминания о закреплении плаща на правом бедре.

Длина:
Плащи не должны быть выше талии, но никогда не стелились по полу.

Опять же – чем более богатый человек, тем шикарнее его плащ. И по длине он может быть больше, и отделан мехом или шелком. Возможен вариант подкладки (а еще – когда одна ткань на 5 см по краям меньше другой, что дает по лицевой стороне эффект канта Figure 15) – это для тепла.

Перед сражением или во время работы плащ снимали.

Капюшон

Картинка соответствует найденному в Бокстене в Швеции.
Материал – шерсть.

Делали обычно с пелериной.
Возможно носить с плащом.
Позднее добавился длинный хвост.

Шапочка

Материал – шерсть, возможно кожа.
Обычно четырехклинка.

Обшивалась (не всегда) мехом.

Тканая тесьма

Тканая тесьма в основном шерстяная. Не стоит использовать магазинную тесьму. Тканую лучше заказать мастеру или попробовать научиться делать самому. Наиболее часто украшались тесьмой горловина и край рукавов.

Иногда, при невозможности обзавестись тесьмой, но чтобы как-то украсить одежду, по краю рукавов, низу рубашки и горловине (но не обязательно все вместе – например, кроме низа рубашки или кроме края рукавов) нашивали полоску иной ткани подходящей расцветки (или просто более дорогой – например, шелк).

Саксы предпочитали вышивку. Так же в качестве художественного оформления изделия, они могли вышить дополнительную ткань.

Пояс

Ширина: от 2,5 до 3,8 см. Длина: Для кожаных поясов рассчитывается так: обхват талии плюс 20 см. Тканые пояса могут быть до 2,5 м, и оканчиваются обычно пушистыми кистями. Материал: кожа (применяется для ношения на поясе ножей, сумочек и т.д.) и шерсть (плетеный; служит в большинстве своем украшением). Кожаный пояс заканчивался оконечником. Он всегда украшался орнаментом.

Пряжки и их крепление были разными.

Всевозможные застежки.

В тот период было очень трудно с люверсами – их попросту не было.

Разрез у горловины обычно застегивали на брошь или фибулу.
Фибулы были от 2,2 см до 30,5 см (найдена в Ирландии; она принадлежала одному очень богатому викингу). Иногда они украшались всевозможными узорами.

Край рукава, чтобы не мешал, прижимали широкими браслетами или застегивали на крючки.

О женском костюме

Использовались те же выкройки рубах, что и у мужчин. Только подол был длиннее. По щиколотку. Хангерок. Женская одежда, типа сарафана, является своеобразным фартуком. Есть несколько вариантов:

Полотнище ткани оборачивается вокруг корпуса, сверху поддерживается бретельками, а сбоку фиксируется завязочками. На него надевается пояс.

Два различных по ширине полотнища ткани. Переднее более узкое. Спинка – более широкая. Сверху крепится все теми же бретельками. Это более экономный случай. Узкое переднее полотнище по мере его загрязнения/прихождения в негодность проще поменять, не выбрасывая весь хангерок целиком.

Головной убор

Шапка

Косынка (в основном у замужних женщин, изначально появилась в свете необходимости – дабы волосы не мешали, а после вошло в обычай)

Незамужние девушки могли не покрывать головы, но иногда носили украшения. А так же заплетали волосы в косы.

Головные уборы

  На эпоху можно использовать несколько видов головных уборов. Это худы из Хедебю и с Оркнейских островов, также круглая шерстяная шапка из Бирки, сшитая из нескольких клинышков, вязаные иглой шапки из восточного региона Балтики. Худ с Оркнеев был по нижнему краю обшит двуцветной тесьмой, на шапке из Бирки была пришита на шелковую полоску плетенка из серебряных нитей (шириной 11 мм).

Плащ

  Судя по материалам археологических раскопок и исландских саг, плащевой комплекс эпохи викингов обычно состоял из прямоугольного плаща и фибулы. Форма плаща могла быть также трапециевидной либо полукруглой. 
  Согласно сагам, плащи, как мужские, так и женские, обычно застегивались фибулой или завязывались ремешками. На приведенной иллюстрации реконструированного на материалах датских погребений и рисункам рукописи Кнута Великого (1031 г.) мужского костюма застежка плаща расположена посреди груди, однако плащ закрывает один бок. Это прекрасно согласуется с сообщением Ибн Фадлана о русах: «...но носит какой-либо муж из их числа кису (длинный плащ), которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее».
  В то же время в сагах встречается упоминание о застегивании плаща у плеча. Необходимо отметить, что на древнерусских печатях X-1й пол. XI вв. застежка также размещена на плече, в то время как на более поздних (cо 2й пол. XI в.) плащ застегивается посредине груди. Возможно, подобный способ застегивания плаща заимствован с Востока (Русь-Византия).
  Довольно часто встречаются упоминания мехового плаща или плаща, подбитого мехом. Вероятно, это было нормой для плащей, предназначенных для ношения в холодное время года. В принципе, зимой могли носить плащ из обычной шкуры (не кожи) (см. историю появления прозвища Харальда Эйрикссона - Харальд Серая Шкура - в Круге Земном). Кроме плащей, подбитых мехом, единожды упоминается "дождевой" плащ: однако каким образом он изготовлялся и что из себя представлял - неизвестно. Фрагмент плаща из Йорка вероятно имел подкладку. Судя по всему, подкладка также могла быть из дорогой ткани и отличать высокий статус владельца.
  Существовали также плащи с капюшоном, однако неясно, каким образом капюшон крепился к плащу - пришивался или привязывался и мог быть носим отдельно. Форма капюшона также не описывается в сагах, однако, существует определенное количество вариантов.
  Фибулы могли быть подковообразными или булавками с кольцевидной головкой.
  Даже внутри одной культуры могли практиковаться различные способы ношения плаща: с застежкой на левой или правой стороне, с застежкой на уровне бедра или пояса, с двумя застежками или же плащи на шнурках.
  На гобелене из Байо даже изображен плащ на котором присутствуют оба варианта:  фибула и завязки.
  В то же время различные формы найденных при археологических раскопках фибул позволяют сделать предположение, что именно форма используемой фибулы определяла способ ношения плаща. В частности, фибулы с длинной иглой, традиционные для мужских погребений, подразумевают исключительно застегивание плаща у плеча: иначе есть существенный риск уколоться о собственную фибулу. Кроме того, значительное их количество изогнуто и, вероятно, не только из-за использования, но и по причине удобства ношения. На рисунке приведены два варианта фибул с длинной иглой: фибула 1 найдена в Киеве, фибула 2 - в Дублине. Ареал распространения фибул-булавок весьма велик, однако основные находки происходят с территории регионов, подверженных скандинавскому влиянию.
  Предполагаемый способ застегивания этих фибул мог различаться. Ткань плаща, скрепленная фибулой 1, могла быть "зажата" в ее кольце, в то время как подобный способ совершенно неприемлем для фибулы 2. Фибула 2, скорее всего, снабжалась кожаным шнурком или толстой нитью, которая была прикреплена к кольцу и, вероятно, обматывалась вокруг иглы для скрепления ткани. Этот способ мог использоваться и с фибулой 1.
  Круглая или подковообразная фибула, как более безопасная, применялась в большем числе вариантов: она могла скреплять плащ как на плече, так и у горла или посредине груди, и, кроме того, в поясничной области. Необходимо отметить, что плащевые фибулы обычно более массивны, чем те, которые использовались для застегивания другой одежды.
  Плащи делались из различных тканей: от тонкой с обычным переплетением нитей до «псевдо-меховой» ткани, известной как rogvarfelðr.
  Фрагменты красной и некрашеной ткани, возможно «псевдо-меховой», обнаружены в Йорвике. Погребение 750 Бирки содержало остатки аналогичной сине-красной ткани с ворсом длиной в ноготь.
  В основном, плащи были серого или темно-коричневого цвета. Плащи красного и, особенно, синего цвета принадлежали более состоятельным слоям населения.
  Шерстяной плащ, найденный в погребении Маммен, был украшен сложной двуцветной вышивкой. Мотивы включали две различных версии повторяющихся лиц и рук в стиле «хватающихся человечков», а также листовидный мотив, напоминающий орнаментацию саксов. Плащ был украшен также золотой фольгой.

Обувь
  На эпоху викингов в регионе Скандинавия/Британские острова найдено достаточно много экземпляров обуви. Основные черты: задник обуви треугольный, является продолжением подошвы, достаточно простой покрой, не толстые подошвы, поскольку на тот момент дороги с твердым покрытием не были распространены – это не было проблемой. Для реконструирования обуви того времени стоит взять дубленую кожу, обувь из сыромятной кожи при намокании быстро расползается и больше напоминает ласты, а не красивые туфли, которыми они были пять минут назад.
  Швы между подошвой и верхней частью лучше делать внутренними, так они дольше проживут.
  Для удобства ношения такую обувь лучше комплектовать со стельками, соломенными или шерстяными.

Материал был взят с этого сайта.
С Уважением, магистр гильдии Теней.